Все воды (водные объекты) на территории Украины являются национальным приобретением народа Украины, одной из природных основ его экономического развития и социального процветания.
Водные ресурсы обеспечивают существование людей, животного и растительного мира и являются ограниченными и хрупкими природными объектами.
В условиях наращивания антропогенных нагрузок на природную среду, развития социального производства и увеличения материальных потребностей возникает необходимость разработки и соблюдения особенных правил пользования водными ресурсами, рационального их использования и экологически нацеленной защиты.
Водный кодекс, в комплексе со средствами организационного, правового, экономического и воспитательного влияния, содействует формирования водно-экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности населения Украины, а также более эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охраны вот загрязнения, замусоривания и исчерпания.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Определение основных терминов
В этом Кодексе употребляются такие термины:
Бассейн водосборный - часть земной поверхности и толщи грунтов, с которых производится сток воды в водоток или водоем;
бьеф - участок реки, расположенный выше или ниже водоподпорного сооружения (плотины);
болото - чрезмерно увлажденный земельный участок с застойным водным режимом и специфическим растительным покровом;
вода дренажная - вода, которая профильтровалась с
определенной территории и отводится с помощью дренажной системы с целью
понижения уровня грунтовых вод;
вода обратная - вода, которая возвращается с помощью
технических сооружений и средств из хозяйственного звена кругооборота
воды в его естественные звенья в виде сточной, шахтной, карьерной или
дренажной воды;
вода сливная (подсланцевая) - вода с примесями (преимущественно нефтепродуктов), собранная в колодцах – сливах машинных отделений судна;
вода сточная - вода, которая образовалась в процессе
хозяйственно-бытовой и производственной деятельности (кроме шахтной,
карьерной и дренажной воды), а также отведенная из застроенной
территории, на которой она образовалась вследствие выпадения
атмосферных осадков;
воды - все воды (поверхностные, подземные, морские), что входят в состав естественных звеньев кругооборота воды;
воды подземные - воды, которые находятся ниже уровня
земной поверхности в толщах горных пород верхней части земной коры во
всех физических состояниях;
воды поверхностные - воды разных водных объектов, которые находятся на земной поверхности;
водный объект - естественный или созданный
искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды
(море, речка, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт);
водные ресурсы - объемы поверхностных, подземных и морских вод соответствующей территории;
водность - характеристика величины речного стока за определенный промежуток времени относительно его средней многолетней величины;
водохозяйственный баланс - соотношение между
имеющимися для использования водными ресурсами на данной территории и
нуждами в них для развития экономики на разных уровнях;
водозабор - сооружение или устройство для забора воды из водного объекта;
водоем - бессточный или с замедленным стоком поверхностный водный объект;
водопользование - использование вод (водных объектов)
для удовлетворения нужд населения, промышленности, сельского хозяйства,
транспорта и других областей хозяйства, включая право на забор воды,
сбрасывание сточных вод и другие виды использования вод (водных
объектов);
водоносный горизонт - однородная пластовая толща горных пород, где постоянно находятся воды;
водохранилище - искусственный водоем вместительностью
больше 1 млн. кубических метров, построенная для создания запаса воды и
регулирование ее стока;
предельно допустимая концентрация (пдк) вещества в воде - установленный
уровень концентрации вещества в воде, выше которого вода считается
непригодной для конкретных целей водопользования;
предельно допустимый сброс (пдс) вещества - масса
вещества в обратной воде, которая есть максимально допустимой для
отвода за установленным режимом данного пункта водного объекта за
единицу времени;
загрязнение вод - поступление в водные объекты загрязняющих веществ;
загрязняющее вещество - вещество, которое привносится в водный объект в результате хозяйственной деятельности человека;
пойменные земли - прибрежная территория, которая может быть затоплена или подтопленная во время наводнения (паводка);
засорение вод - привнесение в водные объекты инородый тел и материалов, которые вредно влияют на состояние вод;
зона санитарной охраны - территория и акватория, где
вводится особый санитарно-эпидемиологический режим с целью
предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного
хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также с целью обеспечения
охраны водопроводных сооружений;
лимит забора воды - предельный объем забора воды из водных объектов, который устанавливается в разрешении на специальное водопользование;
лимит сброса загрязняющих веществ - предельный объем
сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, который
устанавливается в разрешении на специальное водопользование;
граница (граничный период) - период годового цикла, на протяжении которого наблюдается низкая водность;
мониторинг вод - система наблюдений, собирание,
обработки, сохранение и анализа информации о состоянии водных объектов,
прогнозирование его изменений и разработки научно обоснованных
рекомендаций для принятия соответствующих решений;
озеро - естественная впадина суши, заполненная пресными или солеными водами;
прибрежная защитная полоса - часть водоохранной зоны
соответствующей ширины вдоль речки, моря, вокруг водоемов, на которой
установлено более суровый режим хозяйственной деятельности, чем на
сдаче территории водоохранной зоны;
рыбохозяйственный водный объект - водный объект (его часть), что используется для рыбохозяйственных целей;
пруд - искусственно созданный водоем вместительностью не больше 1 млн. кубических метров;
схема использования и охраны воды и воспроизведение водных ресурсов
- предпроектный документ, который определяет основные водохозяйственные
и другие мероприятия, которые подлежат осуществлению для удовлетворения
перспективных нужд в воде населения и областей экономики, а также для
охраны вод или предотвращение их вредных действий;
кромка воды - граница воды на берегу водного объекта (береговая линия);
качество воды - характеристика состава и свойств воды, которая определяет ее пригодность для конкретных целей использования;
рыбоводство - искусственное разведение и воспроизведения рыбы и других водных живых ресурсов;
маловодье - период (фаза) гидрологического режима
водного объекта, при котором наблюдается уменьшение его водности,
вследствие чего ухудшаются условия обеспечения нужд в водных ресурсах;
лимит использования воды - предельный объем использования воды, который устанавливается разрешением на специальное водопользование;
вода сопутствующее-пластовая - вода, которая поднимается на поверхность вместе с нефтью и газом во время их добычи;
забор воды - изъятие воды из водного объекта для использования с помощью технических устройств или без них;
использование воды - процесс изъятия воды для
использования в производстве с целью получения продукции и для
хозяйственно-питьевых нужд населения, а также без ее изъятия для нужд
гидроэнергетики, рыбоводства, водного, воздушного транспорта и других
нужд.
( Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 2. Водное законодательство Украины
Задачам водного законодательства есть регулирования правовых отношений
с целью обеспечения сохранения, научно обоснованного, рационального
использования вод для нужд населения и областей экономики,
воспроизведение водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, засорение и
исчерпание, предотвращение вредных действий вод и ликвидации их
последствий, улучшение состояния водных объектов, а также охраны прав
предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование.
Водные отношения в Украине регулируются этим Кодексом, Законом Украины
"Об охране окружающей естественной среды" ( 1264-12 ) и другими актами
законодательства.
Земельные, горные, лесные отношения, а также отношения относительно
использования и охраны растительного и животного царства, территорий и
объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха,
исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа
Украины, которые возникают во время пользования водными объектами,
регулируются соответствующим законодательством Украины.
Статья 3. Водный фонд Украины
Все воды (водные объекты) на территории Украины представляют ее водный фонд.
К водному фонду Украины принадлежат:
1) поверхностные воды:
естественные водоемы (озера);
водотоки (речки, ручьи);
искусственные водоемы (водохранилища, ставки) и каналы;
другие водные объекты;
2) подземные воды и источники;
3) внутренние морские воды и территориальное море.
Статья 4. Земли водного фонда
К землям водного фонда принадлежат земли, занятые:
морями, речками, озерами, водохранилищами, другими водоемами,
болотами, а также островами;
прибрежными защитными полосами вдоль морей, речек и вокруг водоемов;
гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
береговыми полосами водных путей.
Статья 5. Водные объекты общегосударственного и местного значения
К водным объектам общегосударственного значения принадлежат:
1) внутренние морские воды и территориальное море;
2) подземные воды, которые являются источником централизованного водоснабжения;
3) поверхностные воды (озера, водохранилища, речки, каналы), что
находятся и используются на территории более как одной области, а также
их притока всех порядков;
4) водные объекты в пределах территорий природно-заповедного фонда
общегосударственного значения, а также отнесенные категории лечебных.
К водным объектам местного значения принадлежат:
1) поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах
одной области и какие не отнесены водных объектов общегосударственного
значения;
2) подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения.
Статья 6. Собственность на воды (водные объекты)
Воды (водные объекты) являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование.
Народ Украины осуществляет право собственности на воды (водные объекты)
через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым
и местные Совета.
Отдельные полномочия относительно распоряжения водами (водными
объектами) могут предоставляться соответствующим органам
государственной исполнительной власти.
Статья 7. Компетенция Верховной Рады Украины в области регулирования водных отношений
К ведению Верховной Рады Украины в области регулирования водных отношений принадлежит:
1) законодательное регулирование водных отношений и определение основных направлений государственной политики в этой области;
2) распоряжение водным фондом Украины;
3) утверждение общегосударственных, межгосударственных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
4) установление правового режима использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов в зонах чрезвычайных экологических
ситуаций;
5) регулирование распределения собрания за специальное водопользование;
6) определение полномочий местных Советов и органов государственной
исполнительной власти относительно использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов;
7) решение других вопросов в области законодательного регулирования водных отношений.
[ Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1990-III (
1990-14 ) от 21.09.2000, N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 ]
Статья 8. Компетенция Верховной Рады
Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской
городских Советов в области регулирования водных отношений
К ведению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных,
Киевской и Севастопольской городских Советов в области регулирования
водных отношений на их территории принадлежит:
1) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
2) распоряжение водными объектами местного значения;
3) согласование государственных, целевых, межгосударственных и
региональных программ использования и охраны вод и воспроизведение
водных ресурсов, участие в их реализации;
4) разработка, утверждение и реализация местных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
5) выдача разрешений на специальное водопользование из водных объектов местного значения;
6) определение в установленном порядке нормативов и размеров собрания
за специальное водопользование из водных объектов местного значения;
7) согласование размещения предприятий и других объектов, деятельность
которых связанная с использованием водных ресурсов и может отрицательно
влиять на их состояние;
8) координация деятельности районных и городских (мост областного
подчинения) Советов в вопросах использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов;
9) утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов;
10) принятие в установленном порядке решений об отнесении водных
объектов местного значения к объектам природно-заповедного фонда или к
соответствующим категориям особой охраны;
11) установление правил пользования маломерными судами на водных объектах;
12) установление в случае потребности более суровых, чем в целому на
территории Украины, нормативов качества воды в водных объектах местного
значения;
13) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий,
учреждений и организаций в случае нарушения ими требований водного
законодательства в пределах своей компетенции;
14) организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и
стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием,
привлечение к этой работе предприятий, учреждений и организаций в
порядке, предусмотренном законодательством;
15) принятие по согласованию с государственными органами
здравоохранения и охраны окружающей естественной среды во время
аварийных ситуаций решений о сбрасывании сточных вод из накопителей в
водные объекты, если это не приведет к превышению нормативов
экологической безопасности водопользования;
16) организация информирования населения о состоянии водных объектов, его изменение и о проведении водоохранных мероприятий;
17) осуществление контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
18) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
[ Статья 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1990-III (
1990-14 ) от 21.09.2000, N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, N 997-V (
997-16 ) от 27.04.2007 ]
Статья 9. Компетенция районных Советов в области регулирования водных отношений
К ведению районных Советов в области регулирования водных отношений на их территории принадлежит:
1) координация работы сельских, поселковых, городских (мост районного
подчинения) Советов во время проведения ими межтерриториальных
водохозяйственных и водоохранных мероприятий и представление им
соответствующей методической помощи;
2) согласование размещения предприятий, зданий, сооружений и других
объектов, деятельность которых связанная с использованием водных
объектов местного значения и может нанести им ущерб;
3) организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и
стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием,
привлечение в установленном порядке к этой работе предприятий,
учреждений и организаций;
4) организация работы по вынесению в натуру и устройству прибрежных защитных полос вдоль речек, морей и вокруг водоемов;
5) внесение в установленном порядке предложений относительно объявления
водных объектов объектами природно-заповедного фонда к Верховной Раде
Автономной Республики Крым, областных Советов;
6) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий и
других объектов в случае нарушения ими требований водного
законодательства в пределах своей компетенции;
7) установление правил общего водопользования в порядке, определенном статьей 47 этого Кодекса;
8) осуществление контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
9) организация информирования населения о состоянии водных объектов, о
чрезвычайных экологических ситуациях, которые могут отрицательно
повлиять на здоровье людей, и о мероприятиях, которые употребляются для
улучшения состояния вод;
10) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
[ Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 ]
Статья 10. Компетенция сельских, поселковых, городских и районных в городах Советов в области регулирования водных отношений
К ведению сельских, поселковых, городских и районных в городах Советов
в области регулирования водных отношений на их территории принадлежит:
1) осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране вод и воспроизведению водных ресурсов;
2) контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
3) установление правил общего пользования водными объектами в порядке, определенном статьей 47 этого Кодекса;
4) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий и
других объектов в случае нарушения ими требований водного
законодательства в пределах своей компетенции;
5) организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и
стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием,
привлечение в установленном порядке к этой работе предприятий,
учреждений и организаций;
6) организация информирования населения о состоянии водных объектов, а
также о чрезвычайных экологических ситуациях, которые могут
отрицательно повлиять на здоровье людей, и о мероприятиях, которые
употребляются для улучшения состояния вод;
7) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
[ Статья 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 ]
Статья 11. Участие граждан и их объединений,
других общественных формирований в осуществлении мероприятий по
использованию и охране вод и воспроизведение водных ресурсов
Граждане и их объединения, другие общественные формирования в установленном порядке имеют право:
1) принимать участие в рассмотрении местными Советами и другими
государственными органами вопросов, связанных с использованием и
охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
2) по согласованию с местными Советами и другими государственными
органами выполнять работы по использованию и охране вод и
воспроизведению водных ресурсов за собственные средства и при
добровольной участии членов объединений граждан;
3) принимать участие в проведении специально уполномоченными
государственными органами управления в области использования и охраны
вод и воспроизведение водных ресурсов проверок выполнения
водопользователями водоохранных правил и мероприятий и вносить
предложения по этим вопросам;
4) проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее
результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решение
относительно размещения, проектирование и строительства новых и
реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов,
связанных с использованием вод, в порядке, который определяется
законодательством;
5) осуществлять общественный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
6) получать в установленном порядке информацию о состоянии водных
объектов, источника загрязнения и использование вод, о планах и
мероприятиях относительно использования и охраны вод и воспроизведение
водных ресурсов;
7) подавать в суд иски о возмещении ущерба, причиненный государству и
гражданам вследствие загрязнения, засорение и исчерпание вод;
8) осуществлять другие функции относительно использования и охраны вод
и воспроизведение водных ресурсов соответственно законодательству.