Раздел 2.
Глава 2. Государственные, целевые,
межгосударственные и региональные программы в области использования и
охраны вод и воссоздания водных ресурсов
[ Название главы 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 ]
Статья 12. Государственные, целевые, межгосударственные и
региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных
ресурсов
Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
разрабатываются с целью осуществления целенаправленной и эффективной
деятельности относительно удовлетворения нужд населения и областей
экономики в воде, сохранения, рационального использования и охраны вод,
предотвращение их вредного действия.
Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы
использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
разрабатываются на основе данных осударственного учета вод, водного
кадастра, схем использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
и т.п..
Разработка и реализация этих программ осуществляется за счет
Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и
местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций,
внебюджетных фондов, добровольных взносов организаций и граждан, других
средств.
[ Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 ]
Глава 3. Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Статья 13. Органы, которые осуществляют
государственное управление в области использования и охраны вод и
воссоздания водных ресурсов
Государственное управление в области использования и охраны вод и
воссоздания водных ресурсов осуществляется по бассейновому принципу на
основе государственных, целевых, межгосударственных и региональных
программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Государственное управление в области использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов осуществляют Кабинет Министров Украины,
Правительство Автономной Республики Крым, местные Совета и их
исполнительные комитеты, специально уполномоченные органы
государственной исполнительной власти и другие государственные органы
соответственно законодательству Украины.
Специально уполномоченными органами государственной исполнительной
власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных
ресурсов есть специально уполномоченный центральный орган
исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов,
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по
вопросам водного хозяйства, специально уполномоченный центральный орган
исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр, их
органы на местах и другие
государственные органы соответственно законодательству.
[ Статья 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 ]
Глава 4. Компетенция государственных органов в
области управления и контроля за использованием и охраной вод и
воссозданием водных ресурсов
Статья 14. Компетенция Кабинета Министров
Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод
и воспроизведением водных ресурсов
К ведению Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за
использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
принадлежит:
1) реализация государственной политики в области использования и охраны вод и воспроизведения водных ресурсов;
2) распоряжение водными объектами общегосударственного значения;
3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
4) определение приоритетов водопользования;
5) обеспечение разработки государственных, целевых, межгосударственных
и региональных программ использования и охраны вод и воспроизведение
водных ресурсов, утверждение региональных программ;
6) определение порядка деятельности органов государственной
исполнительной власти в области использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов, координация их деятельности;
7) установление порядка выдачи разрешений на специальное
водопользование, строительные, дноуглубительные работы, добыча песка и
гравия, прокладывание кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на
землях водного фонда ( 2005-557-2005-п), а также разработки и
утверждение нормативов сбрасывания загрязняющих веществ в водные
объекты;
[ Действие пункта 8 статье 14 остановлено на 2008 год в части
установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за
специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора,
которые взыскиваются за сбрасывание загрязняющих веществ в водные
объекты согласно Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 ] [ Действие
пункта 8 статье 14 остановлено на 2007 год в части установления
Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное
водопользование, кроме установления нормативов сбора, которые
взыскиваются за сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты согласно Закону N 398-V ( 398-16 ) от 30.11.2006 ]
8) установление нормативов сбора за специальное водопользование и порядка его взыскания;
( Пункт 9 статье 14 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
10) принятие в случае возникновения аварийных ситуаций решений о
сбросах сточных вод из накопителей в водные объекты, если они приводят
к превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в
этих объектах;
11) организация и координация работ, связанных с предупреждением и
ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия, вредного действия
вод или ухудшением качества водных ресурсов;
12) принятие решений об ограничении, временном запрете (остановка)
деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае
нарушения ими требований водного законодательства;
13) утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых
водозаборов, которые обеспечивают водоснабжение территории более как
одной области;
14) руководство внешними связями Украины в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
15) решение других вопросов в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.
Статья 15. Компетенция специально
уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам
экологии и природных ресурсов в области управления и контроля за
использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной
власти по вопросам экологии и природных ресурсов в области управления и
контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных
ресурсов принадлежит:
1) осуществление комплексного управления в области охраны водных
ресурсов, проведение единой научно-технической политики по вопросам
использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов,
координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений
и организаций в этой области;
2) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
3) разработка и участие в реализации государственных, целевых,
межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов;
4) организация и осуществления государственного мониторинга вод;
5) разработка и утверждения нормативов и правил, участие в разработке
стандартов относительно регулирования использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов в пределах своей компетенции;
6) осуществление государственной экологической экспертизы;
7) выдача разрешений на специальное водопользование в случае
использования воды из водных объектов общегосударственного значения;
8) принятие в установленном порядке решений об ограничении, временном
запрете (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и
объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
9) разработка и внедрения в установленном порядке
организационно-экономических мероприятий по обеспечению охраны и
использование вод и воспроизведение водных ресурсов;
10) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
11) решение других вопросов в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.
[ Статья 15 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 ]
Статья 16. Компетенция специально
уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам
водного хозяйства в области управления и контроля за использованием и
охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной
власти по вопросам водного хозяйства в области управления и контроля за
использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
принадлежит:
1) государственное управление в области водного хозяйства,
осуществление единой технической политики, внедрение в водное хозяйство
достижений науки, техники, новых технологий и передового опыта;
2) разработка и установления режимов работы водохранилищ комплексного
назначения, водохозяйственных систем и каналов, утверждение правил их
эксплуатации;
3) разработка и участие в реализации государственных, целевых,
межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов;
4) обеспечение нужд населения и областей экономики в водных ресурсах и осуществление их межбассейного перераспределения;
5) осуществление радиологического и гидрохимического мониторинга водных
объектов комплексного назначения, водохозяйственных систем
межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения;
6) проектирование, строительство и эксплуатация водохозяйственных систем и объектов комплексного назначения;
7) осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению поверхностных вод и ухода за ними;
8) ведение государственного учета водопользования и государственного водного кадастра;
9) согласование разрешений на специальное водопользование;
10) осуществление международного сотрудничества в области использования
и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов пограничных вод;
11) выполнение мероприятий, связанных с предупреждением вредного
действия вод и ликвидацией ее последствий, включая противопаводковый
защиту населенных пунктов и земель;
12) осуществление контроля за соблюдением режимов работы водохранилищ и водохозяйственных систем;
13) решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов.
[ Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 ]
Статья 17. Компетенция специально
уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам
геологии и использование недр в области управления и контроля за
использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной
власти по вопросам геологии и использование недр в области управления и
контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных
ресурсов принадлежит:
1) выдача специальных разрешений на пользование недрами для разработки
месторождений подземных вод по согласованию с государственными органами
охраны окружающей естественной среды, здравоохранения и надзора за
охраной работы;
2) ведение государственного учета подземных вод и водного кадастра;
3) ведение государственного мониторинга подземных вод;
4) согласование условий специального водопользования в случае использования подземных вод;
5) согласование разрешений на право выполнения проектных и строительных работ, связанных с добычей подземных вод;
6) выявление бездействующих буровых скважин и употребление мероприятий
по их ликвидации или ремонту и дальнейшему использованию;
7) осуществление государственного геологического контроля за ведением
поисково-разведочных и других работ относительно геологического
изучения подземных вод;
8) решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов.
( Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006 )
Глава 5. Контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Статья 18. Задача контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных
ресурсов заключается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и
физический лицами требований одного законодательства.
Статья 19. Государственный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Государственный контроль за использованием и охраной вод и
воспроизведением водных ресурсов осуществляется Кабинетом Министров
Украины, государственными органами охраны окружающей естественной
среды, другими специально уполномоченными государственными органами
соответственно законодательству Украины.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и
охраной вод и воспроизведением водных ресурсов определяется этим
Кодексом и другими актами законодательства.
Статья 20. Общественный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Общественный контроль за использованием и охраной вод и
воспроизведением водных ресурсов осуществляется общественными
инспекторами охраны окружающей естественной среды, полномочия которых
определяются положением, которые утверждается специально уполномоченным
центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и
природных ресурсов.
Статья 21. Государственный мониторинг вод
С целью обеспечения собирания, обработки, сохранение и анализа
информации о состоянии вод, прогнозирование его изменений и разработки
научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в
области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
осуществляется государственный мониторинг вод.
Государственный мониторинг вод является составной частью
государственной системы мониторинга окружающей естественной среды
Украины и осуществляется в порядке, который определяется Кабинетом
Министров Украины.
Статья 22. Экологическая экспертиза
Для обеспечения экологической безопасности во время размещения,
проектирование и строительства новых и реконструкции действующих
предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием
вод, осуществляется государственная, общественная и другая
экологическая экспертиза в порядке, который определяется
законодательством.
Статья 23. Правовая защита и стимулирования
работников, которые осуществляют охрану и контроль в области
использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Работникам специально уполномоченных государственных органов и
общественным инспекторам, которые осуществляют охрану и контроль в
области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов,
гарантируется правовая защита их чести, достоинства, здоровье и жизнь
соответственно законодательству Украины.
Стимулирование работников специально уполномоченных государственных
органов и общественных инспекторов в области использования и охраны вод
и воспроизведение водных ресурсов осуществляется в порядке,
установленном Кабинетом Министров Украины.
Глава 6. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр
Статья 24. Задача государственного учета вод
Задачам государственного учета вод есть установления ведомостей о
количестве и качестве вод, а также данных о водопользовании, на основе
которых осуществляется распределение воды между водопользователями и
разрабатываются мероприятия по рациональному использованию и охране вод
и воспроизведение водных ресурсов.
Статья 25. Государственный учет водопользования
Государственный учет водопользования осуществляется с целью
систематизации данных о заборе и использовании вод, сбрасывание
обратных вод и загрязняющих веществ, наличие систем оборотного
водоснабжения и их мощность, а также действующих систем очищения
сточных вод и их эффективность и т.п..
Государственный учет и анализ состояния водопользования осуществляется
путем представления водопользователями отчетов о водопользовании к
государственным органам водного хозяйства по установленной форме.
Форма отчетов о водопользовании, порядке их заполнения и периодичность
представления утверждаются специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти по вопросам статистики по представлению
специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по
вопросам водного хозяйства и по согласованию со
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 26. Государственный учет поверхностных вод
Государственный учет поверхностных вод осуществляется специально
уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам
гидрометеорологии путем проведения постоянных гидрометрических,
гидрохимических наблюдений за количественными и качественными
характеристиками поверхностных вод согласно программе, которая
утверждается этим органом по согласованию со специально уполномоченным
центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и
природных ресурсов и специально уполномоченным центральным органом
исполнительной власти по вопросам водного хозяйства.
Статья 27. Государственный учет подземных вод
Государственный учет подземных вод осуществляется специально
уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам
геологии и использование недр путем наблюдений за количественными и
качественными характеристиками подземных вод за программой, которая
утверждается этим Комитетом по согласованию со специально
уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам
экологии и природных ресурсов.
Статья 28. Государственный водный кадастр
Государственный водный кадастр составляется с целью систематизации
данных государственного учета вод и определение имеющихся для
использования водных ресурсов. Государственный водный кадастр ведется
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по
вопросам водного хозяйства, специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти по вопросам геологии и использование недр
и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти
по вопросам гидрометеорологии в порядке, который определяется Кабинетом
Министров Украины.
Глава 7. Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов
Статья 29. Организационно-экономические
мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны вод и
воспроизведение водных ресурсов
Организационно-экономические мероприятия по обеспечению рационального
использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
предусматривают:
1) выдачу разрешений на специальное водопользование;
2) установление нормативов сбора и размеров собрания за специальное водопользование и сбрасывание загрязняющих веществ;
( Пункт 3 статье 29 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
4) предоставление водопользователям налоговых, кредитных и других льгот
в случае внедрения ими малоотходных, безотходных, энерго- и
ресурсосберегающих технологий, осуществление соответственно
законодательству других мероприятий, которые уменьшают отрицательное
влияние на воды;
5) возмещение в установленном порядке ущерба, причиненный водным объектам в случае нарушения требований законодательства.
( Статья 29 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 30. Сборы за специальное водопользование
Сбор за специальное водопользование взыскивается с целью стимулирования
рационального использования и охраны вод и воспроизведение водных
ресурсов и включает сбор за использование воды водных объектов и за
сбрасывание загрязняющих веществ.
Размер сбора за использование воды определяется на основе нормативов
сбора, фактических объемов использованной воды и установленных лимитов
использования воды.
Размер сбора за использование воды водных объектов для нужд, не связанных с изъятием воды из водных объектов, определяется:
для нужд гидроэнергетики - на основе нормативов сбора, фактических
объемов воды, пропущенной через турбины, и лимитов использования воды
(кроме гидроакумулирующих электростанций, которые функционируют в
комплексе с гидроэлектростанциями);
для нужд водного транспорта - на основе нормативов сбора и времени пользования поверхностными водами в отчетном периоде;
для нужд рыбоводства - на основе нормативов сбора и фактических объемов
воды, необходимой для пополнения прудов во время разведения рыбы и
других водных живых ресурсов в рыбных хозяйствах.
Размер сбора за сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты
определяется на основе нормативов сбора, фактического объема сбросов
загрязняющих веществ и установленных лимитов сброса.
Сбор за воду, утраченную при ее транспортировании, взимается из владельцев сетей водоснабжения.
За сбрасывание загрязняющих веществ с дренажными водами в водные
объекты из систем, которые защищают сельскохозяйственные угодья и
населенные пункты от подтопления (за исключением дренажных вод
промышленных объектов), сбор не взыскивается, если такое сбрасывание не
ухудшает качество воды водных объектов в пределах установленных
категорий.
Плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов есть
предприятия, учреждения и организации независимо от формы
собственности, их филиала, отделение, другие отделенные подразделы, а
также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную
путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных
сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и
пользуются водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и
рыбоводства. ( Статью 30 дополнено абзацем согласно Закону N 2505-IV (
2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Статья 30 в редакции Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
( Статью 31 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 32. Распределение собрания за специальное водопользование
Сборы за использование воды из водных объектов общегосударственного значения зачисляются в государственный бюджет.
( Действие части первой статьи 32 остановлено на 2001 год в части
зачисления: 20 процентов собрания за использование воды из водных
объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50
процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N
2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000; действие части первой статьи 32
остановлено на 2002 год в части зачисления: 20 процентов собрания за
использование воды из водных объектов общегосударственного значения к
бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым
согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001; действие части
первой статьи 32 остановлено на 2003 год в части зачисления 20
процентов собрания за использование воды из водных объектов
общегосударственного значения к бюджетам областей; 50 процентов - в
бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N 380-IV ( 380-15 )
от 26.12.2002; действие части первой статьи 32 остановлено на 2004 год
в части зачисления 20 процентов собрания за использование воды из
водных объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50
процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N
1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003; действие части первой статьи 32
остановлено на 2005 год в части зачисления 20 процентов собрания за
использование воды из водных объектов общегосударственного значения к
бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым
согласно Закону N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004; в редакции Закона
N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Часть вторую статьи 32 исключено на основании Закона N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
Сборы за использование поверхностных вод для нужд
гидроэнергетики, рыбоводства и водного транспорта, а также за потери
воды при ее транспортировании зачисляются в Государственный бюджет
Украины в размере 100 процентов. Сборы за использование воды из водных
объектов местного значения поступают в республиканский бюджет
Автономной
Республики Крым и местных бюджетов.
Порядок распределения и использование собрания за сбрасывание
загрязняющих веществ в водные объекты и за сверхлимитное использование
воды из них, а также средств, возмещенных за причиненные водным
объектам ущерб, определяются Законом Украины "Об охране окружающей
естественной среды" ( 1264-12 ).
( Часть шестую статьи 32 исключено на основании Закона N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Статья 32 в редакции Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Глава 8. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов
Статья 33. Задача стандартизации и нормирование в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Стандартизация и нормирования в области использования и охраны
вод и воспроизведение водных ресурсов осуществляются с целью
обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод
путем установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов,
которые определяют взаимосогласованные требования к объектам, которые
подлежат стандартизации и нормированию.
Статья 34. Стандартизация в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
К комплексу нормативных документов из стандартизации в области
использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов входят
документы, которые содержат:
основные положения;
сроки и понятия, классификации;
методы, методики и средства определения состава и свойств вод;
требования к собиранию, учету, обработке, сохранению, анализу
информации и прогнозирование количественных и качественных показателей
состояния вод;
требования относительно рационального использования и охраны вод в
отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и
услуги;
метрологические нормы, правила, требования к организации работ;
другие нормативы из стандартизации в этой области.
Нормативные документы из стандартизации в области использования и
охраны вод и воспроизведение водных ресурсов разрабатываются и
утверждаются в порядке, который устанавливается законодательством.
Статья 35. Нормативы в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
В области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов устанавливаются такие нормативы:
1) нормативы экологической безопасности водопользования;
2) экологический норматив качества воды водных объектов;
3) нормативы предельно допустимого сбрасывания загрязняющих веществ;
4) отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые вскидываются в водные объекты;
5) технологические нормативы использования воды.
Законодательством Украины могут быть установленные и другие нормативы в
области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.
Статья 36. Нормативы экологической безопасности водопользования
Для оценки возможностей использования воды из водных объектов
для нужд населения и областей экономики устанавливаются нормативы,
которые обеспечивают безопасные условия водопользования, а именно:
предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода
которых используется для удовлетворения питьевых, бытовых,
хозяйственно-бытовых и других нужд населения;
предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства;
допустимые концентрации радиоактивных веществ в водных объектах, вода
которых используется для удовлетворения питьевых, бытовых,
хозяйственно-бытовых и других нужд населения.
В случае необходимости для вод водных объектов, которые используются
для лечебных, курортных, оздоровительных, рекреационных и других целей,
могут устанавливаться более суровые нормативы экологической
безопасности водопользования.
Нормативы экологической безопасности водопользования разрабатываются и утверждаются:
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по
вопросам здравоохранения и Национальной комиссией по радиационной
защите населения Украины - для водных объектов, вода которых
используется для удовлетворения питьевых, бытовых, хозяйственно-бытовых
и других нужд населения;
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по
вопросам рыбного хозяйства - для водных объектов, вода которых
используется для нужд рыбного хозяйства.
Нормативы экологической безопасности водопользования вводятся в
действие по согласованию со специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 37. Экологический норматив качества воды водных объектов
Для оценки экологического благополучия водных объектов и определение
комплекса водоохранных мероприятий устанавливается экологический
норматив качества воды, который содержит научно обоснованные значения
концентраций загрязняющих веществ и показатели качества воды
(общефизические, биологические, химические, радиационные). При этом
степень загрязненности водных объектов определяется соответствующими
категориями качества воды.
Экологический норматив и категории качества воды водных объектов
разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов
и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти
по вопросам здравоохранения.
Статья 38. Нормативы предельно допустимого сбрасывания загрязняющих веществ
Нормативы предельно допустимого сбрасывания загрязняющих веществ
устанавливаются с целью поэтапного достижения экологического норматива
качества воды водных объектов.
Порядок разработки и утверждение нормативов предельно допустимого
сбрасывания и перечень загрязняющих веществ, которые нормируются,
устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 39. Отраслевые технологические
нормативы образования веществ, которые вскидываются в водные объекты и
тех, что подаются на очистительные сооружения
Для оценки экологической безопасности производства
устанавливаются отраслевые технологические нормативы образования
веществ, которые вскидываются в водные объекты и тех, что подаются на
очистительные сооружения, т.е. нормативы предельно допустимых
концентраций веществ в сточных водах, которые образовываются в процессе
производства одного вида продукции при использовании одной и той же
сырья.
Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые
вскидываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные
сооружения, разрабатываются и утверждаются соответствующими
министерствами и ведомствами по согласованию со специально
уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам
экологии и естественных ресурсов.
( Статья 39 с изменениями, внесенными согласно N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 40. Технологические нормативы использования воды
Для оценки и обеспечение рационального использования воды в областях
экономики устанавливаются технологические нормативы использования воды,
а именно:
текущие технологические нормативы использования воды - для существующего уровня технологий;
перспективные технологические нормативы использования воды - с учетом достижений на уровне передовых мировых технологий.
Технологические нормативы использования воды разрабатываются и
утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами по
согласованию со специально уполномоченным центральным органом
исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 41. Регулирование сбрасывания в
водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области
использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Сбрасывание в водные объекты веществ, для которых не установлены
нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы
предельно допустимого сбрасывания, запрещается.
Сбрасывание таких веществ в исключительных случаях может быть разрешено
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по
вопросам здравоохранения, специально уполномоченным центральным органом
исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по
вопросам рыбного хозяйства при условии, что на протяжении
установленного ими периода эти нормативы будут разработаны и утверждены.
Заказчиками на разработку нормативов экологической безопасности
водопользования и нормативов предельно допустимого сбрасывания этих
веществ являются водопользователи, которые осуществляют их сбрасывание.